+7 (495) 788-40-60 +7 (965) 327-16-78 8-800-770-03-32 (бесплатно по России)
RU / EN

Новости

Новости
Последние новости

Комитет ВАДА по соответствию рекомендует ряд серьезных санкций за несоблюдение условий по соответствию РУСАДА

26.11
2019

Рассмотрев доклад Департамента разведки и расследований Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и независимых экспертов-криминалистов, независимый комитет ВАДА по соответствию (Комитет по соответствию) рекомендовал Исполнительному комитету ВАДА (Исполком) объявить Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) несоответствующим требованиям Всемирного антидопингового кодекса (Кодекса), как было объявлено ВАДА 22 ноября 2019 года. Эта рекомендация сопровождается серьезными предлагаемыми последствиями и условиями восстановления.  

Рекомендация Комитета по соответствию была передана в Исполком в соответствии с согласованным процессом, предусмотренным Международным стандартом по соответствию Кодексу подписавшихся сторон (МСКК). Поскольку содержание документа с тех пор частично появилось в средствах массовой информации, ВАДА публикует следующие детали рекомендации Комитета по соответствию. Исполком рассмотрит эту рекомендацию на специально созванном совещании в Париже 9 декабря 2019 года.

Рекомендация Комитета по соответствию в отношении несоблюдения требований о данных

26-страничная рекомендация Комитета по соответствию, подписанная председателем Джонатаном Тейлором, напоминает Исполкому, что в рамках решения от 20 сентября 2018 года о восстановлении РУСАДА в списке подписантов, соответствующих кодексу, «Исполком ВАДА посчитал «критическим» требование предоставить подлинную копию московских данных, потому что:

· это позволит антидопинговому сообществу окончательно разрешить и подвести черту под обвинениями в систематическом заговоре с целью применения допинга российскими спортсменами;

· это гарантировало бы, что любые российские спортсмены, пробы которых дали положительный результат, могут быть наказаны; и

· так же важно, чтобы невинные российские спортсмены были освобождены от подозрений.»

Отчет Департамента разведки и расследований ВАДА был основан, в частности, на криминалистической экспертизе несоответствий, обнаруженных в некоторых данных, которые были получены ВАДА из Московской лаборатории в январе 2019 года. После решения ВАДА от 17 сентября 2019 года открыть официальную процедуру по определению соответствия РУСАДА, этот обзор также включал рассмотрение ответов российских властей на перечень подробных и технических вопросов, поднятых Департаментом разведки и расследований ВАДА и независимыми экспертами-криминалистами.

Основываясь на докладах, представленных Департаментом разведки и расследований ВАДА и экспертами по итогам их обзора, Комитет по соответствию определил, что:

· Московские данные не являются ни полными, ни полностью достоверными. В частности, хотя копия базы данных системы управления лабораторной информацией (LIMS) за 2019 год во многом совпадает с копией базы данных LIMS за 2015 год, предоставленной ВАДА осведомителем в 2017 году, сотни предполагаемых неблагоприятных аналитических выводов, которые появляются в копии базы данных LIMS за 2015 год, были удалены из копии базы данных LIMS за 2019 год, а соответствующие исходные данные и файлы PDF были удалены или изменены.

· Некоторые из предполагаемых положительных результатов и связанных с ними доказательств были удалены в 2016 или 2017 годах, после того как общая схема сокрытия допинга российских спортсменов была впервые выявлена доктором Родченковым, а затем быстро подтверждена исследованием профессора Ричарда Макларена (Часть 1 и Часть 2). Однако дальнейшие значительные удаления и/или изменения были сделаны в декабре 2018 и январе 2019 года (т. е. после того, как Исполком ВАДА предъявил требование к данным). Эти действия были скрыты датировкой компьютерных систем и файлов данных в попытке создать впечатление, что московские данные находились в таком состоянии с 2015 года. Кроме того, команды, введенные для выполнения манипуляций, удалений и обратной датировки, также были удалены, чтобы избежать обнаружения того, что было сделано.

· Кроме того, 25 ноября 2018 года (т. е. снова после введения требования к данным), но до 10 января 2019 года (т. е. до того, как московские данные были предоставлены команде ВАДА), кто-то в Московской лаборатории:

- добавил в базу данных ЛИМС сфабрикованные доказательства (якобы сообщения между сотрудниками лаборатории) в поддержку выдвигаемого сейчас российскими властями довода о том, что именно доктор Григорий Родченков и двое его сообщников фальсифицировали записи в Московской базе данных ЛИМС в рамках схемы вымогательства денег у спортсменов; и

- удалил из базы данных LIMS важные доказательства, доказывающие, что другой сотрудник лаборатории был вовлечен в сокрытие допинга российскими спортсменами в 2014 и 2015 годах. Этот сотрудник в настоящее время является важным свидетелем для российской стороны по нескольким делам, в которых он отрицает существование какого-либо заговора, направленного на то, чтобы скрыть использование допинга российскими спортсменами, и называет доктора Родченкова лжецом.

Комитет по соответствию пришел к выводу, что это “крайне серьезный случай несоблюдения требования о предоставлении достоверной копии московских данных, имеющий ряд отягчающих обстоятельств”.

Рекомендация Комитета по соответствию в отношении последствий (сокращенная)

В связи с этим Комитет по соответствию рекомендовал ВАДА направить РУСАДА официальное уведомление с утверждением о несоблюдении требования о предоставлении достоверной копии московских данных и предложением о следующих последствиях, вступающих в силу с даты, когда решение о несоответствии РУСАДА становится окончательным, и остающихся в силе до четвертой годовщины этой даты («четырехлетний период»):

· Должностные лица/представители Правительства Российской Федерации не могут быть назначены для участия в заседаниях и не могут быть членами советов или комитетов или любых других органов любого подписанта Кодекса (или его членов) или ассоциации подписантов.

· Должностные лица/представители Правительства Российской Федерации не могут участвовать или присутствовать на следующих мероприятиях, проводимых в течение четырехлетнего периода: (а) Юношеские Олимпийские игры (летние и зимние); (б) Олимпийские игры и Паралимпийские игры (летние и зимние); (в) любое другое мероприятие, организованное крупным организатором мероприятий; и (г) любые чемпионаты мира, организованные или санкционированные любой подписавшей стороной (вместе – крупные мероприятия).

· Россия не может принимать у себя в течение четырехлетнего периода, а также претендовать или получать в течение четырехлетнего периода право принимать на своей территории (в течение или после четырехлетнего периода) любые крупные мероприятия.

· Если право на проведение крупного мероприятия в течение четырехлетнего периода уже предоставлено России, то подписавшая сторона должна отозвать это право и передать мероприятие другой стране, если это не является юридически или практически невозможным. Кроме того, Россия не может претендовать на право проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2032 года, независимо от того, проводятся ли торги в течение или после четырехлетнего периода.

· Флаг России не может быть поднят ни на одном крупном мероприятии, организованном в течение четырех лет.

· Ни президент, ни Генеральный секретарь, ни генеральный директор, ни какой-либо член Исполнительного совета/руководящего совета Олимпийского комитета России или Паралимпийского комитета России не могут участвовать или присутствовать на каком-либо крупном мероприятии, организованном в течение четырехлетнего периода.

· Российские спортсмены и их персонал могут участвовать в крупных мероприятиях, проводимых в течение четырех лет, только в том случае, если они смогут продемонстрировать, что они никоим образом не замешаны с историей о несоответствии (т. е. они не упоминаются в компрометирующих обстоятельствах в отчетах Макларена, в базе данных нет никаких положительных результатов, и никакие данные, относящиеся к их образцам, не были подвергнуты манипуляциям), в соответствии со строгими условиями, которые должны быть определены ВАДА (или Спортивным арбитражным судом (CAS), если он считает нужным), в соответствии с механизмом, предусмотренным в статье 11.2.6 МСКК. В этом случае они не могут представлять Российскую Федерацию.

· Учитывая отягчающие обстоятельства, которые присутствуют в этом случае, РУСАДА должно оплатить все расходы ВАДА по этому делу, понесенные с января 2019 года, и, кроме того, штраф ВАДА в размере 10% от его дохода в 2019 году или 100 000 долларов США (в зависимости от того, что ниже). Это максимальный штраф, предусмотренный правилами.

Рекомендация Комитета по соответствию, касающаяся деятельности РУСАДА

В рекомендации Комитета по соответствию говорится, «что доказательства (включая результаты недавнего аудита деятельности РУСАДА со стороны ВАДА) свидетельствуют о том, что деятельность РУСАДА является эффективным вкладом в борьбу с допингом в российском спорте и что агентство плодотворно работает в сотрудничестве с другими антидопинговыми организациями, в том числе в расследованиях на территории России. Таким образом, Комитет по соответствию не рекомендует проводить какой-либо специальный мониторинг или надзор за антидопинговой деятельностью РУСАДА в течение четырехлетнего периода.»

Однако одним из условий восстановления является то, что руководство ВАДА остается уверенным в течение всего четырехлетнего периода, что независимость РУСАДА соблюдается и нет никакого ненадлежащего вмешательства извне в его деятельность.

Дальнейшие действия

9 декабря 2019 года Исполком ВАДА проведет заседание для обсуждения рекомендации Комитета по соответствию. Если Исполком примет рекомендацию, РУСАДА будет направлено официальное уведомление, в котором будет указано несоответствие Кодексу и предложены вышеуказанные последствия в соответствии с Кодексом. У РУСАДА будет в распоряжении 21 день, чтобы согласиться с уведомлением. Если РУСАДА не согласится, дело будет передано в КАС. Если КАС наложит предлагаемые последствия, они станут обязательными и должны быть признаны и исполнены всеми подписавшими сторонами.